6202 (6202) wrote,
6202
6202

Categories:

Новости промышленности и про импортозамещение

Продолжаю паразитировать на Бизнес-Онлайне. Только что вышло чрезвычайно интересное интервью директора одного казанского завода. Директор молодой, Интервью парадное, «юбилейное», но довольно откровенное и дает неплохое представление об истинном состоянии российской промышленности и перспективах «импортозамещения». Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/356635

Завод не самый крупный, как директор сам говорит -«второго ряда». При этом на ОКР уходит 15 процентов от объема выручки- «это много».

Средняя зарплата сегодня – 38 тысяч. Для Казани это очень неплохая зарплата, но не очень понятно, кого с кем сложили. В среднем по Казани зарплата заводских рабочих 20-25 тыр. Говорит, что одному рабочему начислили зарплату больше, чем директору.

Завод в неплохом состоянии:
«Преимущество, а может и спасение, нашего завода в том, что у нас 10 крупных разнотипных товарных групп. Например, это и малогабаритные, массовые изделия, типа датчиков и «штучные» сложные гироплатформы. Еще один плюс – разные сферы применения продукции: самолето- вертолето-, автомобилестроение, ракетная тематика. То есть бизнес диверсифицирован настолько, что из самой сложной ситуации позволяет выходить с неплохими результатами. Например, в 2015 году хорошо шла вертолетная тематика, в 2016-м она провалилась, но мы подписали контракт на системы наблюдения для специальной техники. Поддерживают и экспортные заказы – цены там существенно выше, чем по гособоронзаказу (ГОЗ), где они балансируют на грани нулевой рентабельности, а бывают и убыточными. ГОЗ в 2016-м не превышал 23 процента, сейчас – под 40 процентов.»
Радужные надежды:
«Я только вернулся с совещания на очень высоком уровне, где нам было сделано предложение, от которого нельзя отказаться. Это очень серьезный объем новой продукции. Обозначили и цены. По ним впору было хвататься за сердце, но ожидающиеся объемы означают создание другого производства, других принципов его организации. Ведь себестоимость определяется технологией, и когда речь шла о выпуске десятков штук в год, нас устраивал существующий ныне уровень технологий, а то, что мы услышали на совещании… Это совершенно иное. И мы выйдем на требуемые объемы. Причем это десятилетний контракт! Если он у нас будет, мы под его требования сможем нарастить эффективные производственные мощности и добиться и нужной себестоимости, и прибыльности, которая будет хорошей даже при этом уровне цен…»
И правда жизни:
«Идеологически МС-21 – повторение «Суперджета»: авионика и двигатели импортные. В августе в составе татарстанской делегации мы были на «Иркуте», разговаривали о возможности участия в проекте в плане импортозамещения. А нам сказали: «Мы занимаемся крупноузловой сборкой. Есть зарубежные производители систем, вот и работайте с ними, чтобы они брали ваши компоненты». Но ответ на 100 процентов будет нет: европейские и американские власти очень трепетно относятся к вопросам занятости своих граждан.».
Еще правда жизни:
«По датчикам давления для авиационных и автомобильных двигателей у нас совместный бизнес с французами и немцами, и никаких вопросов нет. Проблемы – с поставщиками оборудования для модернизации завода (за 7 лет потратили на это полмиллиарда): если раньше срок поставки был разумным – четыре-пять месяцев, то сейчас – полгода-год. Потому что необходимо одобрение комиссии Евросоюза (а станки покупаем в основном немецкие и швейцарские) по экспорту, которая дает заключение, может ли это оборудование использоваться для военных нужд. А у нас 90 процентов продукции – двойного назначения. Такая тонкая грань…»
Убийственная правда жизни:
«Утверждают, что санкции сыграли положительную роль для промышленности. Ваше мнение?
– Да, отечественные разработчики и производители проснулись. Но для того, чтобы импортозамещение полностью заработало, власти должны были создать условия, сопоставимые с теми, в которых работают наши зарубежные коллеги. А у нас, кроме увеличения количества запросов, отчетов и проверок, по большому счету ничего не изменилось. Да, минпромторг готовит программы финансирования, но система подготовки документации под эти конкурсы настолько забюрократизирована, что это просто адская вещь»
Еще:
«С импортным оборудованием проблемы, а российское покупать не пробовали?
– Российские станки – это в лучшем случае узловая сборка импортных. Фундаментальных вещей вроде приводов контроллеров никто не делает.
– Отрасль мертва?
– Это второе, что мертво. А первое, причем без серьезных надежд на восстановление, – микроэлектроника. Появлению современной компонентной базы должны предшествовать серьезные научные изыскания, а они в России просто не проводились. Вот это беда. Утеряно лет 25 и, боюсь, безвозвратно. Другого пути, кроме создания СП с иностранцами, не вижу.»
Не все потеряно (я без стеба):
«И как раз сегодня «Электроприбор» занялся разработкой и изготовлением комплексов наблюдения – многофункциональных оптико-электронных систем, в частности для беспилотников…
– Для этого даже создали второе конструкторское бюро, с привлечением партнеров – молодых, энергичных, нестандартно мыслящих.
– Откуда специалисты?
– Ребята из разных городов, костяк – казанский. У них был бизнес, связанный с этой тематикой. Но для прорыва не хватало административного ресурса, масштабности, репутации – никто не разговаривает с маленькими компаниями, с молодым директором: сфера, где используются оптоэлектронные системы, это такой закрытый элитарный круг. У нас эти «недостающие» молодежи качества есть. Тем более новые системы – это не только оптика, но и точная механика – то, что не сделаешь быстро. Там сумасшедшие, микронные допуска, и должны быть настолько совершенные технологии и средства контроля за их соблюдением, что за месяц, год, пять лет этого не сделаешь. Это 20 - 40-летние традиции, школа – это как раз к нам. Словом, когда мы объединились, все стало очень логично.»
Оптимист, но реалист
«Стратегическая задача завода и заключается в том, чтобы двигаться в направлении сложной техники. Но до создания конкретного изделия может пройти четыре-пять лет. Не всякая компания выдержит такой срок кропотливой работы большого подразделения разработчиков. Это серьезные инвестиции, и гарантии, что продукт пойдет в серию, нет. Я себя как утешаю? Если конструкторы разработали новое изделие, но оно ложится на полку, в этом не все плохо: уровень разработчиков все равно растет.»
Ложка меда:
«С Российским федеральным ядерным центром начали совместный проект по внедрению на заводе системы численного моделирования «Логос». В аналогичной системе создан, например, «Дримлайнер» от «Боинга». Изделие не только на 100 процентов создается в «цифре», но в ней же и испытывается……. уже известно, что верификация численных и натурных испытаний достигла 92 процентов! Даже вмятины, когда машину бьют о препятствие, одинаковые. Какая экономия! Как только это увидел, решил применить у нас.»
И, наконец, крик души:
«А сложная техника гражданской направленности планируется?
– Те же подвесы для беспилотников я бы смело отнес к технике двойного назначения. Считаю, потенциал беспилотников используется только процентов на 10. У нас очень косная, не воспринимающая ничего нового бюрократическая система. Я предложил нашим экологам использовать беспилотники для дистанционного мониторинга выбросов. Не буду называть один крупный химкомбинат, так вот, мы не знаем, что он сейчас выбрасывает в атмосферу. Между тем идет рост онкозаболеваний… Мне отвечают: по существующему порядку отбор производится отборником таким-то на высоте 1,5 метров от земли, а применение беспилотников не предусмотрено инструкцией. Ну измени инструкцию и повысь эффективность работы!.. И так везде.»

Ну и вишенка на торте:
«Помощники есть – акционеры в лице холдинговой компании «АК Барс», которые с интересом воспринимают наши идеи и рекомендуют оптимальные пути решения.»
Т.е. завод работает на оборону, делает высокотехнологичную продукцию, но Москве он не особо интересен. Опять республика помогает.
В целом впечатление двойственное. С одной стороны, не все живое в стране затоптано. С другой стороны, этому живому не дают расти. А если людям просто не мешать, это ж какой потенциал имеется…
Tags: злоба дня, интересно, казань, раша, татары, текущий момент
Subscribe

  • Овербукинг

    Много раз слышал и читал о таком явлении, но сам стал жертвой впервые. Началось с того, что, уже приехав в аэропорт и отпустив жену с машиной,…

  • Из Татарии в Башкирию

    Перед моей операцией решили отвезти детей к абИке (бабушке) в Уфу. 550 км в одну сторону. 350 км по Татарстану, 200 по Башкирии. Федеральная дорога…

  • Столкнулся с медициной

    Столкнулся с российской медициной. Впечатления неожиданно положительные. На электросамокате разогнался и попал передним колесом в небольшую ямку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments