6202 (6202) wrote,
6202
6202

Category:

Авиационный заповедник

На Земле есть удивительное место. Я вроде бы облетал всю Африку вдоль и поперек, но даже я о нем не знал. Трансконтинентальные трассы обходят его стороной. Это место находится на севере Южного Судана вдоль границы с Суданом и Эфиопией. Относительно небольшой участок, порядка 400 км с запада на восток, и около 300 км с севера на юг. Менее получаса полета современного лайнера на крейсерской скорости.
Это место интересно тем, что там необычайно интенсивное воздушное движение, сравнимое с Московской Воздушной Зоной в час пик (самый напряженный авиатраффик в РФ), но при этом абсолютно и полностью отсутствует диспетчерский радиолокационный контроль. Эта местность практически не освоена, люди живут как в каменном веке, многочисленные банды (с громкими названиями, типа "Армия партии освобождения Судана" против "Армии партии освобождения Судана в оппозиции"), бесконечно воюющие между собой, не позволяют принести туда цивилизацию. При этом этот участок протыкают, как шампуры, аж 3 довольно оживленные воздушные трассы (одна вообще напряженная), связывающие столицу Южного Судана Джубу с городами на самом севере страны. А невероятное количество разнообразных летательных аппаратов, от маленьких вертолетиков или самолетиков типа Сессна до «взрослых» Ил-76 и Боингов летают вдоль и поперек, причем на одних и тех же высотах. Подавляющее большинство- под флагом ООН и немного- Красного Креста.
Не так давно читал об одном голландском эксперименте, когда на узких оживленных улицах убрали всю разметку и знаки, и аварийность снизилась. По этому же принципу работает уличное движение в Эфиопии: при полном отсутствии дорожных знаков, светофоров и регулировщиков нет ни аварий, ни даже аварийных ситуаций.
Здесь тот же метод.
Все держится чисто на самоорганизации пилотов. Существует единая частота, на которой каждый борт с определенной периодичностью обязан докладывать свое местоположение относительно определенной общепринятой точки (радиал/расстояние), место, куда и откуда летишь, высоту, направление (восток/запад/ и т.д.) и курс. И действие- снижаюсь… или набираю….. . Дополнительная информация приветствуется, вроде «буду пересекать трассу …. в такое-то время на таком эшелоне». Те, кто летят на этой трассе, должны насторожиться, если это совпадает с их эшелоном полета и расчетом пролета точки пересечения. На этом принципе все и основано. Ты внимательно слушаешь эфир, периодически выходишь сам, сообщаешь о себе, и тебя слушают. Поскольку частота одна, а самолетов много, в эфире стоит гвалт и галдёж, бывает, несколько самолетов говорят одновременно, и тогда в эфире стоит просто вой. К довершении ко всему в этой зоне находятся несколько небольших полевых аэродромов, диспетчерские вышки которых тоже работают на этой частоте. Иногда неграм-диспетчерам становится скучно, и они начинают болтать между собой на своем языке, и им наплевать, что на этой же частоте работают самолеты, для которых информация жизненно важна, а они забивают эфир. В такие моменты начинаешь понимать расистов. Но это бывает редко. Самое интересное, что аварийных ситуаций, опасных сближений и прочих неприятных моментов практически не бывает (тьфу-тьфу-тьфу!). В то время как диспетчеры порой так сводят-разводят борты между собой, что в итоге один самолет чуть не наскакивает на другой.
Вся связь на английском, но поскольку две трети (по прикидкам), самолетов и вертолетов пилотируются русскоязычными экипажами- россиянами, белорусами, украинцами, армянами (точнее, самолет под армянской регистрацией, а летает на нем экипаж из всего СНГ), работающим по контрактам ООН, то в особо сложных и срочных случаях договариваемся по-русски. Буржуям это не нравится, начинают жаловаться, поэтому стараемся не злоупотреблять. Часто слышу женские голоса в эфире, женщины-пилоты с африканским акцентом (я давно научился различать акценты и определять, кто говорит- африканец или белый) вовсю бороздят просторы. Иностранцы (западники) тоже летают (Красный Крест, к примеру), но для некоторых из них такие полеты- кризисная ситуация, они страшно боятся с кем-нибудь столкнуться в воздухе без диспетчера и докладывают буквально каждые 5 миль полета, и создают в эфире суматоху и дополнительный шум. Помню, взлетал один такой "малоопытный" с небольшого аэродрома и буквально с плачем в голосе и не переставая, спрашивал, не будет ли кто ему мешать. Просто забодал всех в эфире.
Но это и понятно- здесь абсолютно другая специфика, чем обычные трассовые полеты, когда летишь по утвержденной трассе, под чутким наблюдением диспетчера, который видит всю ситуацию на своем локаторе, и жестко её контролирует. Одному отвернуть вправо 5 градусов, другому влево 10, третьему прибавить скорость, четвертому убавить скорость, пятому снизиться на эшелон такой-то, шестому набрать эшелон такой-то и т.д.
Здесь все сам. Никаких локаторов, только свои уши. Ну и система TCAS (предупреждает о сближении в воздухе) обязательно.
Ситуация усугубляется тем, что практически все борты работают под позывным UNO-... различаются только цифры. В обычной практике диспетчер вызывает нужный борт названием компании либо трехбуквенным обозначением и номером (например Аэрофлот-710, или АФЛ-710), слух уже натренирован и легко распознает позывные, и свои и чужие. Когда различия только в цифрах, а то и одной цифре, да еще скороговоркой, да при плохой слышимости, начинаешь напрягаться. Хотя это дело привычки, и через неделю уже легко разбираешь, кто куда на какой высоте летит и где находится. Скучать абсолютно не приходится, как бывало на дальних трассовых полетах….
Tags: авиация, африка, интересно
Subscribe

  • Русско-болгарско-воздушные зарисовки

    Этот пост был опубликован 5 лет назад!

  • Кубинский совок

    Куба- «чистейшей прелести чистейший образец». Образец совка в дистиллированном виде. Не просто в плане бедности, разрухи и прочих дефицитов. Но в…

  • Эр Франс

    Закончил свое южноамериканское турне. Летел домой на одной из авиакомпаний- грандов мировой авиации «Эр Франс». Гавана – интересная столица страны.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments