6202 (6202) wrote,
6202
6202

Categories:

Как я таксовал....

Был осенью 2015 у меня некоторый период, когда работа, на которую рассчитывал, вдруг зависла («Извини, сейчас работы нет, новых сотрудников не берем, как бы сокращать имеющихся не пришлось»). И замаячила серьезная угроза безработицы. Денежная подушка с предыдущего места работы еще имелась, но она не бездонная и имеет свойство заканчиваться, причем быстрее, чем рассчитываешь.
Зарплаты в городе низкие, семью с 3 детьми на них не прокормишь, тем более, что семья привыкла к определенному уровню потребления (без излишеств, но и не на хлебе и воде). Да и в глубине души я надеялся, что ситуация поменяется и меня еще позовут (забегая вперед, так и случилось, и гораздо скорее, чем я ожидал). Поэтому на постоянную работу смысла устраиваться не видел. Но деньги нужны. Сосед, подрабатывающий в такси, подсказал выход. Дал контакты, объяснил, что и как. (С соседями надо дружить! )
Я созвонился, пришел на собеседование. Эта фирма работала по принципу работы сервиса Uber (как раз летом-осенью 2015 были скандалы с этим сервисом во Франции и США, во Франции так его вообще запретили). На самом деле очень удобно и водителям и пассажирам (и очень неудобно официальным такси и разным государственным надзирающим органам).
Суть в чем. Ты, как водитель, заключаешь договор на оказание информационных услуг (фирма берет 15 (пятнадцать) процентов с заказа, остальное твое). Машина неважно какая и какого возраста, главное- хороший внешний вид, небитая, не явно гнилая (такси дешевое, поэтому контингент клиентов непривередливый). Стаж вождения- не менее 3 лет, с этим строго. Опыт работы в такси необязателен.
Тут же после вступительной лекции/собеседования на андроидный гаджет (наличие андроида обязательно) устанавливается и регистрируется специальное приложение и присваивается позывной (как правило, 4-значный номер). Использовать можно и простой кнопочный телефон путем СМС, для этого выдается бумажная инструкция с различными кодами (СМС на номер такой-то- посадка, на такой-то –высадка, и т.д.), но это неудобно и рекомендуется только на случай резервного способа (если гаджет сдох или зарядка села). Регистрируется телефонный номер и вносится на счет, привязанный к этому номеру, 500 руб аванса для будущего списания процентов. Все.
Административной надстройки в лице директора, бухгалтерии, механиков и большой диспетчерской службы нет. Поэтому проценты такие маленькие. Есть только дежурный оператор/диспетчер, получающий заказы по телефону/интернету и распределяющий их среди машин. И отвечающий на звонки при необходимости (например, если клиент в пути изменил пункт назначения и надо пересчитать новую стоимость).
Но и ответственность полностью на тебе. Более того, в фирме сразу предупредили, что если попадешь в аварию при выполнении заказа, ни в коем случае не признавайся, что работаешь в такси. Проблем не оберешься. Звони диспетчеру на прямой телефон, вызывай срочно другую машину, чтобы увезти пассажира, и жди ГАИ как обычный водитель.
Приложение простое и удобное. На первой странице- список условных городских зон с циферками-количеством заказов и через дробь количеством свободных машин в этой зоне (3/1). Кликаешь, выпадает список заказов. Заказы в списке указаны уже с фиксированной ценой, поэтому нет необходимости торговаться с клиентами. Да и выбирать заказ пожирнее можно. Если успеешь, и кто-то не перехватит. «Плохие» заказы распределяются диспетчером в принудительном порядке. Отказаться можешь, но тогда тебя отключают от системы на 2 мин, за вторичный отказ- на 5 мин. В третий раз откажешься от «плохого» заказа- лишают доступа к системе на весь день. Справедливости ради- не было такого (у меня, по крайней мере), чтобы шли только плохие заказы. Хотя там вроде регулирует все компьютер (отправляет заказ автоматически на ближайшую к адресу машину), но рука человека ощущается. После пары дешевых заказов вдруг появляется хороший, которого даже в списке еще нет. И наоборот. Нарубишь капусту и будь добр- повози за 70 руб (минимальный заказ).
Город весь поделен на зоны, очень удобно. Нажимаешь свою зону, где сейчас находишься (или соседнюю), и смотришь, какие есть заказы.
Рабочее время планируешь сам, выезжаешь, когда захочешь, сходишь с маршрута, когда захочешь. Можешь сутками каждый день, можешь раз в неделю на час выехать. Твое дело.
Я люблю ездить по ночам, ночной город мне нравится гораздо больше дневного. Соответственно, и выезжал я часов в 22-23. За 3 часа стабильно косил свои 1000-1300-1500 и ехал домой. Если спать еще не хотелось, а заказы еще идут, можно еще пару часов покататься, тогда улов будет около 2-2,5 тыр за ночь. Если работать 5 дней в неделю, в месяц набегает неплохо- 40-50 тыр. Вполне реально.
Это при том, что такси дешевое, заказ рублей на 120-150 считается неплохим, 180-190, не говоря о выше- жирным. Средняя стоимость заказа где-то 120 руб. Вроде и не заработаешь много. Но за счет того, что из-за дешевизны клиентов много, получается вполне. Простаивать практически не приходилось, не успеешь отметить высадку (все в том же приложении), как почти сразу поступает следующий заказ. Проблема даже в туалет сходить. Можно сойти с линии на время, а можно не сразу отмечать высадку.
Есть опция «ограничение региона», т.е. если не хочешь возиться с дешевыми 70-рублевыми мелкими заказами (порой просто в соседний дом, или за 1-2 квартала), ставишь ограничение «регионы такие-то», тогда тебе будут поступать только заказы дальние и более дорогие. Но тогда и ждать, возможно, придется, простаивать. Я никаких ограничений не вводил, ни от чего не отказывался, поскольку очень быстро опыт показал- большинству людей стыдно, что ли, возиться с мелочью, и стыдно ждать сдачу, такую мелочь как 30 руб. Т.е. они дают стольник и выходят. Я никогда не выклянчиваю «чаевые», всегда предлагаю сдачу. Три четверти пассажиров говорят «Не надо!» и выходят. И получается даже выгоднее более «дорогих» заказов. Времени и бензина тратишь-то меньше. Да и в компанию проценты снимаются с 70 руб, а не со 100. Прямая выгода. Курочка по зернышку клюет, и сыта. Некоторые (всегда женщины) терпеливо ждут, пока отсчитаю сдачу, некоторые специально наменяют мелочи, чтоб без сдачи. Но это меньшинство.
Практически сразу выяснилось, что я плохо знаю город. Особенно относительно новые районы. А поскольку он за последние 20 лет вырос и изменился настолько, что «новые районы» - это практически весь город. Навигаторы я не признаю принципиально- не люблю, когда мне говорят под руку, да и привык думать и решать сам, а не тупо выполнять указания «Поверните налево, езжайте прямо». Скачал на гаджет программу 2Gis, очень удобно- подробнейшая карта с нумерацией домов. Поскольку город все-таки родной, основные магистрали и улицы никуда не делись, ориентиры знакомы и на своих местах, то проблем не составило. Забиваешь незнакомый адрес, название такой улицы просто впервые в жизни слышишь, смотришь, а это крохотный аппендикс, примыкающий к хорошо знакомой большой улице. Плюс к этому неожиданно выяснилось, что за многими улицами и районами, которые я всегда считал концом географии и краем Ойкумены, за которым люди не живут, существуют целые жилые массивы. Например, какая-нить улица Гудованцева, которая расположена на самой дальней заводской окраине с очень плохой репутацией еще с советских времен, вроде и город уже кончился, а ни фига- за ней есть еще большой жилой массив, о котором я понятия никогда не имел. И таких открытий было сделано немало.
Труднее всего с микрорайонами застройки 80-х годов. Это нечто. Планировщикам-проектировщикам яйца оторвать и на нос намотать. Микрорайоны разбиты на большие квадраты между большими улицами, и нумерация домов внутри квадрата абсолютно хаотична. Какой дом относится к какой улице, понять трудно. Плюс к этому не на каждом доме вообще указан номер дома, а указатель улицы, к которой дом принадлежит, вообще из области фантастики. И самое главное- разбомбленные в хлам дворы, огромные ямы, торчащие куски асфальта, и прочие признаки столичности. В первую же ночь в такой яме серьезно повредил диск, и почти все заработанное ушло на прокатку диска и ремонт колеса. Больше старался ни в этот район, ни оттуда заказов не брать, хотя по географии мне удобно- в стороне дома.
Самое интересное в работе такси, конечно, люди. Каких только персонажей не насмотришься.
Бывает, что и не то, чтобы страху, но неприятных минут натерпишься.
Всплыл вдруг один заказ. Как раз из одного конца географии в другой, через весь город, аж на 360 руб (жирный!). Час ночи. Перезвонил, мне ответил женский голос, трезвый. Хорошо. Подъехал. Встречает баба «Вот ваш пассажир! Деньги у него есть, заплатит как положено!», и перегружает из другой машины пьяного мужика. Смотрю, мужик чистый, хорошо одетый. Ладно, поехали. Как-то то, что мужик с виду сильно пьяный, но ни малейшего запаха перегара и вообще спиртного в машине нет, меня не насторожило. В пути он очнулся, спросил «Сколько?» Отвечаю- «360». Он порылся в карманах «Бля, у меня только 200!». Я напрягся. Он миролюбиво «Ладно, приедем, мне вынесут, я те отдам». Ок. Приехали на глухую дальнюю окраину (как раз тот случай, что я и не знал, что там в глубине еще люди живут). Облезлые хрущобы, убитые темные дворы, ни души. Полвторого ночи. Он начал звонить по домофону. Долго. Наконец, ответили. Женский голос. Он стал требовать какого-то Андрюху, женщина отвечала, что его нет, он настаивал. Дело кончилось тем, что она его послала нах и отключила домофон. Он ко мне- «Поехали дальше, в общагу! Тут рядом!». По идее, с точки зрения здравого смысла- надо бросить его тут, ноги в руки и гнать отсюда, пока цел. Но меня жаба давит, жалко денег! Прикинул- он на вид крепыш, но сильно ниже и жиже меня и пьян. Ладно, если что-отобьюсь. Поехали. Он дорогу показывает. Заехали вообще в какую-то промзону- сплошные заборы, трубы, административные здания (там завод-гигант химической промышленности). Командует- «Стой!». Заехали на стоянку перед какими-то воротами. Думаю, хорошо- место ярко освещенное, на воротах наверняка охранник сидит, да и стоянка сама наверняка камерами просматривается. По крайней мере, сейчас убивать не будет.
Рано радовался. Он повел пешком мимо забора к какому-то темному зданию чуть в глубине и за деревьями. Оказалось- жилой дом. Никогда в жизни не догадался бы, что фактически посреди завода (с 3 сторон дома -забор с колючей проволокой, с 4 – дорога, по которой грузовики и фуры с раннего утра до поздней ночи ездят) люди живут. При том, что в ближайшей округе ни магазинов, ни транспорта, ничего для жизни нет. В подъезде даже домофона нет. Только полуразбитая деревянная дверь. Пока шли молча, чувствую, мужик начинает нервничать. Перед домом он уже еле сдерживался. «Стой здесь, я вынесу!» Я говорю, «Извини, я с тобой пойду!» Ладно, поднялись на второй этаж. Это действительно общага, коридорного типа. На площадке 2 этажа он уже рычит «Дальше ты не пойдешь!» И взгляд безумный. Ок, подожду. А сам подсмотрел, в какую комнату он зашел. Жду. Через минуту выходят двое в трусах (время 2 ночи), старый и молодой. «Сколько он тебе должен?»- «160». Протягивают тысячу «Сдача есть?». В этот момент из комнаты вылетает мой пассажир и уже буквально зверем бросается, то ли пытается деньги вырвать, то ли меня ударить. Старый его хватает, еле удерживает, я выхватываю тыщу, сую заранее приготовленную сдачу 800 (40 оставил себе за беспокойство) и тут уж на самом деле ноги в руки и бегом к машине. На этом и «смену» закончил. Потом, когда другому таксисту рассказал, он меня спросил- «А ты что, сразу не понял, что он под наркотой? Пьяный, а запаха нет. Я от таких сразу отказываюсь». Опытный, чё.
Другой яркий случай (в смысле денег) был скорее комичный.
Так же глубоким вечером, около 23 часов, поступил заказ забрать клиента с черта на куличках (Дербышки) и увезти в город. По деньгам неплохой. Я как раз был неподалеку от этого черта на куличках. Поехал. Звонок, клиент, хамоватый пьяный голос «Але, ты чё, где?». Сказал ему, что подъезжаю. Он еще раза 3 звонил за 10 минут. Приехал, район старый, трущобный, двухэтажные каменные бараки, которые близлежащий завод в 40-50-х годах для рабочих строил. Вышел мужичок, среднего возраста пьяненький татарин. Сели, поехали. А путь неблизкий, считай, с окраины на отшибе в город. И он меня задолбал своей пьяной болтовней. То пытался убедить, что он бывший мент-гаишник, а сейчас менеджер-начальник в автосалоне, и у него денег полно, и у него самого тачка крутая, просто он сейчас выпил и не хочет за руль садиться, а едет то ли к бывшей жене, то ли, наоборот, потрахаться к любовнице, то ли к сыну в гости (версии все время менялись). То начинал приставать ко мне с вопросами, а почему ты в такси? Неудачник, что ли? И т.д. По дороге увидел открытую рюмочную, попросил остановиться. Остановились. Он пошел в рюмочную. Я не дергаюсь- скрыться ему некуда, он и не собирался. Вышел, сел в машину. Пьяный, но себя контролирует. Мы поехали. Он вдруг спрашивает- А куда мы едем? Называю адрес. Он удивленно- А зачем? Отвечаю- Черт его знает, у тебя там то ли жена, то ли любовница. Он помолчал и говорит- Нет, поехали обратно. А проехали уже полдороги. Я спрашиваю- Точно? Он-Точно. Звоню диспетчеру, прошу пересчитать стоимость. Называю ему, он, уже не соображая , кивает. Разворачиваемся, едем обратно. Он пытается продолжать пьяный базар, открыл окна, проветрился. На подъезде к его дому он снова просит остановиться у рюмочной и подождать. Чтоб я не волновался, полностью расплачивается. До его дома метров 100, вроде и сам дойдет, но, блин, я обещал. Минут через 15 он выходит, видит меня и искренне радуется- О, ты не уехал? Проклиная и его и себя, довожу его до дома. Он, выходя из машины, уже не помнит, что расплатился раньше и небрежным жестом оставляет на торпеде еще раз всю сумму. Я молчу. Думаю, это мне компенсация за психологические неудобства. Но, на всякий случай, жду пару минут, если вдруг опомнится и вернется. Нет, ну и черт с тобой. Так и получилось невольно «два счетчика».
Ну и на закуску. Сел однажды парень лет 30. Пункт назначения- один из роддомов (не самый лучший в городе, с неоднозначной репутацией). Молчал-молчал, потом как выдаст- Эх, почему я не Герой России! Я офигел- Да, я бы тоже не отказался бы! Он- «Да нет, я реально мог получить Героя. Прошел все инстанции- от командира части до главкомата рода войск. На последнем этапе, в Администрации президента зарубили. Дали орден Мужества. Был бы Героем- сейчас очень многих проблем просто бы не было». И он так горько это говорил. Судя по акценту- неместный, говор южный, похож на ростовский или около. Спрашиваю, а за что хотели дать? Он- «Я не имею права говорить». Потом, видимо, прорвало- «Я со своей группой в самой мясорубке побывал, и задание выполнил, и ни одного человека не потерял, Меня наш командир перед строем благодарил, а это очень дорогого стоит….» Спрашиваю «Украина?» Он резко сник- «Я и так слишком лишнего сказал… » и далее уже молчал.
Интересная работа у таксиста. И денежная (относительно).
Дороги и дворы вот только сделали бы …
Tags: Настоящее, житейское, интересно, казань, личное, текущий момент
Subscribe

  • Сал. Кабо Верде

    Один раз случайность, два- тенденция, три раза – закономерность. Интересно, продолжится? Ровно 10 лет назад я впервые оказался на острове Сал в Кабо…

  • Африка. Демократия. Сравнение.

    Подписан на очень хороший ТЛГ-канал об Африке со странным названием Zangaro Today. Сейчас среди либеральной публики модно сравнивать Россию с…

  • Забавные эфиопские наблюдения

    Сегодня во все мире (кроме Северной Кореи) 20 февраля 2020 года, 20.02.2020. А в Эфиопии по местному календарю сегодня 12 июня 2012 года, 12.06.2012.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments