6202 (6202) wrote,
6202
6202

Categories:

Якутск мельком

<</s>Якутск мельком.
Бывал здесь много раз в 2007-2008. В моем персональном антирейтинге (место, где я никогда, ни за что, ни за какие деньги, по доброй воле не соглашусь жить) Якутск с тех пор занимал прочное первое место (на втором месте- Норильск, на третьем-Магадан). Интересно было взглянуть на него сейчас. Прилетели ненадолго, на неполные сутки, да еще отоспаться после долгого 7-часового перелета нужно.
Поселили на специальной съемной 3-комнатной квартире (гостиница дорогая, поэтому заказчик рейсов снимает квартиру, куда и привозит экипажи на переночевать). Посреди обычного жилого массива, самое то, чтобы понять «дух города».
Трудно сказать, насколько изменился город с 2008. Пока ехали из аэропорта, каких-то драматических изменений не заметил. Может, центр примарафетили. Новые церкви построили (куда ж без них) (кстати, когда пытался купить сувенирный магнит в память о Якутске- были изображения только церквей. На просьбу поискать что-то другое, вытащили из загашника резиновый магнит с мамонтом за 32 руб, его и взял).

А так на первый взгляд город такой же неухоженный, неопрятный, запущенный, как и был. Разве что ликвидировали позорные бараки, которые стояли вдоль главной дороги на въезде в город из аэропорта. Более жуткого зрелища я нечасто видел. Деревянные 2-этажные дома на сваях (там все дома на сваях, включая многоэтажные), перекошенные на бок, некоторые под углом чуть не 45 градусов (или сваи подгнили и разрушились, или мерзлота подтаяла и поплыла), при этом во всех окнах свет, т.е. в них люди жили. Более того, на крышах вместо нормальной кровли были какие-то лохмотья, похожие на остатки рубероида или толя, а местами вообще какая-то бумага лохматилась. Стропила торчали, чердак продувается, и это при 40-45 градусах мороза (обычная температура зимой в Якутске). Сейчас их нет. Пустыри. Водитель, местный житель, сказал, что эти бараки сожгли. Некоторые вместе с людьми (т.е. подожгли, когда там еще жили люди). Потому что некоторые жильцы не хотели переселяться в предлагаемое жилье, и требовали лучших условий. Их поуговаривали-поуговаривали, да и сожгли к чертям. Север, нравы простые. Жертв вроде не было (официально).

Вроде бы очень холодно, прилетели ночью, было -41, под утро обещали -45. Днем солнышко вышло, нагрело, потеплело до -36. Но мороз переносится довольно легко. Из-за полного безветрия (Якутск находится в ложбине, поэтому весь холод стекается сюда, а ветра нет) и сухого воздуха. Якутские -36 ощущаются примерно как казанские -20-22. А якутские -40- как казанские -27-28. При условии, что ты не стоишь на месте. Если постоял в ботинках хотя бы несколько минут- ноги отнимаются махом.


Поэтому тут магазины обуви и унтов на каждом шагу. Посмотрел цену женских собачьих унтов- 31500 руб. Правда, есть скидка 20% (зима как бы кончается). Вообще, на небольшом пятачке расположены сразу несколько торговых центров. И все торгуют меховой, и вообще теплой, зимней одеждой. Пожрать не купишь, зато шубы на любой вкус. Покупателей нет. Удивительно, но не видел ни одного сетевого супермаркета. У нас бы в городе в каждом ТЦ на этом пятачке обязательно торчал бы какой-нить Магнит или Пятерочка. Продуктовые магазины есть, но мелкие и по старинке- с продавцом.

Снова поразили цены. Я вообще ничего не понимаю, по каким принципам работает ценообразование в России. Ситуация такая же, как в Улан-Удэ. Вроде бы «отдаленные районы Севера», трудная доставка (железной дороги в Якутск до сих пор нет, снабжение летом по воде, зимой по зимнику или самолетами), своего ничего не растет и не доится, все привозное, а цены на многие продукты такие же, как, допустим, в Казани, а то и ниже. Колбаса (правда, своя, местная, вообще колеблется вокруг 300, и, говорят, вкусная. А в Казани колбасу за эту цену даже собаки не едят). Фрукты дорогие (но не в разы)- яблоки 130-170 руб/кг, мандарины- 170-200. Зато соки, консервы, хлеб и вообще «бакалея-гастрономия» практически по цене «европейской части». Лекарства так вообще дешевле (глазные капли Тауфон стоят 130 руб против 150 в Казани!).
Зато бензин- 92 стоит 46+. А дизельное топливо, кажись, и вовсе не продается на АЗС (по крайней мере, я не заметил его цены). Ну и правильно- на таких морозах с дизелем намучаешься. Грузовики (если не в ангаре) сутками, неделями, месяцами не глушатся на казенной соляре.

Кстати, про ангары. С авиацией в Якутии бяда. Самолеты-иномарки не выдерживают морозов. Помню, еще в 2007 якуты маялись с гордостью авиакомпании Якутия- Боинг-757. Сейчас это странно вспоминать, а тогда "Якутия" была одной из первых региональных авиакомпаний, взявшей настоящий большой Боинг, хоть и подержанный. Боинги и Аэробусы были еще в диковинку. И якуты страшно гордились своим. Он летал только на Москву. И в морозы (т.е. почти каждый день и всю зиму) пол-аэропорта работало на то, чтобы завести его. Не заводились иностранные моторы на якутских морозах. Помню фантасмагоричное зрелище- стоит этот Боинг в клубах пара и дыма, опутанный толстыми рукавами от кучи эмпешек (МП-машина подогрева, мощная печка-тепло-вентилятор на базе Урала или Зил-131) вокруг него. Все наличные МП бросались на Боинг.
Вообще-то на пассажирских самолетах эмпешки применяются для обогрева салона перед посадкой пассажиров. Чтобы пассажиры пришли и разместились в уже теплом салоне, а не морозили сопли, пока теплый воздух от двигателей, да и то только после запуска (а это далеко не сразу после посадки пассажиров), не прогреет промороженные воздуховоды и не начнет поступать в салон. На Боинге эмпешками, помимо салона, грели моторы.
Но московские пассажиры важнее. Остальные - не баре, не замерзнут, привыкши, чай.

С тех пор с большой авиацией как-то справились. Но суть в том, что Якутия-Саха- республика гигантская по территории (3+ млн кв км), и очень малонаселенная, и практически отсутствуют дороги как таковые (между Якутском и вторым городом республики Мирным 1200 км, сообщение по земле есть только зимой по зимнику, очень опасному, а летом по воде). Тундра, реки, горы. Местная авиация- единственный транспорт. На вертолетах много народу не увезешь, да и расстояния не вертолетные. Нужна региональная и даже ближнемагистральная авиация. Раньше здесь безотказно работали старые добрые Ан-24/26. Шумные, холодные, малокомфортные, но надежные и приспособленные к местным условиям. Им на замену набрали канадских Бомбардье Даш 8. Ну и что? В сильный мороз, если самолет остался на улице (ангаров на всех не хватает), им пользоваться нельзя- загорается табло "Разгерметизация". От мороза резинки-уплотнители окаменевают и перестают выполнять свои функции. А это "особый случай в полете" (Особый случай в полете – ситуация в полете, когда возникает угроза безопасности ВС и находящимся на нем людям. Источник: http://pismoref.ru/2086368158.html), крайне неприятная ситуация, влекущая неприятные последствия, требующая тщательного расследования и прочий геморрой.
Выручают старенькие Ан-24. Но им уже по 40-50 лет, всю жизнь в зверских условиях эксплуатации. Насколько их хватит? Риторический вопрос.

С рыбой тут вообще полные непонятки. Привозная морская красная рыба стоит так же, а привозная селедка и дешевле, чем в европейской части. Зато вкуснейшая местная северная рыба, выловленная из Лены рядом: омуль, чир, муксун, нельма, стоит столько, как будто её за евро или доллары покупают и привозят авиапочтой. Копченая нельма (спинка)- 850 руб, чир- 680, муксун-520, омуль- 500+. Вяленый муксун- 1200+, нельма-юколу (видимо, это способ приготовления рыбы- вяленая и вывернутая наизнанку, с насечками, как на хребте, и со специями)- стоит фантастические 2500+ руб за кг. Причем это не где-то в торговом центре, а магазинчике при рыбном цехе, где всю эту красоту готовят.

Зато мороженое дешевое. На дверях ларька объявление- мороженое в в/с 18 руб. Самая погода для мороженого. Но продавщица говорит- местные хорошо берут. Морозостойкий народ.

Без гаража в Якутии никак. Многие безгаражные ставят свои машины памятниками до весны. Поэтому гаражи ценятся едва ли не как квартиры. Над гаражами почти везде торчат печные трубы. Видел надпись на воротах гаража- Продается 1500000. Специально пересчитал нули- полтора миллиона. И написаны вроде одной рукой, а не пацаны-озорники пририсовали пару нулей.

Из-за вечной мерзлоты все коммуникации над землей. Теплотрассы, водопровод и проч. Разумеется, в безобразном состоянии, теплоизоляция ободрана, трубы греют воздух. Пофигу.

Еще общее с Улан-Удэ- в жилом массиве проезжих улиц, как таковых, почти нет. Машины шныряют по дворам между домами вереницами, видимо, это и есть «улица». Тротуаров тоже нет. Машины все еще в подавляющем большинстве праворукие японки. Или новые леворукие те же японки и иногда корейки. Европеек не видел совсем, в т.ч "российской сборки". По-прежнему очень популярны у якутян (особенно у якутов) уазики. Видел даже одну шестерку, бодро шпарящую по дворам. За рулем- гость из солнечного Азербайджана. Они тут, как и везде, сидят на торговле фруктами. И холода не боятся.

В мои прошлые приезды случилась пара эпизодов, высветивших своеобразие местных межнациональных отношений. Между якутами и русскими. Прилетели как-то вечером (в 2008), приехали так же на квартиру, пошли в ларек пожрать купить. Поздний вечер, темно, дворы не освещены. На нашем пути мужик выгуливает огромную страшную собаку без намордника. Остановились. Обойти невозможно- там везде трубы, мостики через трубы, какие-то заборы. Мужик увидел наше замешательство, присмотрелся и говорит- «Не бойтесь, она русских не трогает. Она только на якутов натаскана». Совершенно серьезно. Тут же вспомнились предостережения водителя, чтобы по возможности не выходили вечером из квартиры по одному. Только группами, а лучше вообще не выходить. «Бывают эксцессы». Чуть позже летел с нами в качестве пассажира сотрудник фирмы- заказчика этих рейсов, житель Якутска. Он в полете выпил, и его прорвало. «Я этих якутов ненавижу! Они из окрестных деревень собираются стаями в город и бродят по вечерам-ночам, ищут жертву- нападают только на русских. Мой друг выскочил за хлебом в соседний ларек, нарвался на якутов, его сильно избили, попал в больницу». Я не поверил- неужели сразу напали, без разговора, без предупреждения?- "А чего с ними разговаривать? Он их сразу нах послал".

Вообще я такие слухи и раньше слышал. Черт его знает, что там правда, а что домысел. Но, видимо, проблема есть. В Казани тоже все не так безоблачно, как любят рисовать власти, однако никому и в голову не придет распускать такие слухи. Примут за чокнутого.

Про якутские квартиры. Ощущение такое, что советским архитекторам-проектировщикам жилья в Якутске дали полный карт-бланш. Либо квартиры строились по дипломным проектам студентов-архитекторов.
Если по всей стране (по крайней мере, в европейской части), повсеместно строили типовое жилье по стандартным проектам, то тут полное разнообразие планировок (подчеркну- не нынешних новостроек со свободной планировкой, а вполне типовые панельные советские дома).

Мы жили в 3 разных квартирах, и ни одна не была похожа на другую.

Первая квартира была нелепа- вход сразу в просторный холл-прихожую, из него выход влево в зал, прямо на кухню, вправо в туалет (или ванную?), справа от туалета из холла ведет длинный узкий коридор, упирающийся в небольшой тамбур, откуда вход в 2 спальни и в ванную. Т.е. туалет и ванная расположены затылок к затылку. Сходил в тубзик и топай вкругаля в ванную руки мыть.
Вторая квартира- 2 этажная. Натурально занимает 2 этажа. Входишь в небольшую прихожую, прямо маленькая кухня, правее – небольшая спальня. Слева от входа- деревянная винтовая лестница. Толстый ствол дерева, на нем лепестками доски-ступени. Страшно скрипучая. Узкая. Как мебель втаскивали- черт знает. Я как ни прикидывал- никак не влезает, ни шкаф, ни диван. Только если разобрать. На втором этаже – 2 огромных зала на обе стороны дома, и небольшая, метров 9, проходная комната непонятного назначения. Туалет, правда, имелся на обоих этажах. Ванная одна. И большие лоджии на обоих этажах- на кухне и одном из залов над кухней. Черт знает, может, эта квартира когда-то была «элитным» жильем.
В этот раз разместили в 3 третьей квартире. Это вообще трудно описать. Огромный холл-прихожая, чуть прямо и влево большая спальня, справа и назад за угол небольшой тамбур со входом во вторую маленькую спальню и в санузел раздельный. И справа вход в большую кухню и далее дверь в типа гостиную. Причем дверь в кухню отсутствует , а половины стены между кухней и гостиной нет вообще. Полукухня-полугостиная. Спрашиваю- сами сломали стену? Нет, так задумано. А-ля студио, «как в Европе».

На что обратил внимание- на домах много незастекленных балконов и лоджий. Это при тамошних морозах. Более того, местный представитель строго-настрого наказал нам не закрывать специально приоткрытое окно в остеклении нашей лоджии. Спросить причину я не успел, а потом забыл. Феномен. Загадка природы


IMG_4105_thumb

IMG_4106_thumb

IMG_4107_thumb

IMG_4108_thumb

IMG_4109_thumb

IMG_4110_thumb

IMG_4111_thumb

IMG_4113_thumb

IMG_4114_thumb

IMG_4115_thumb

IMG_4116_thumb

IMG_4117_thumb

IMG_4119_thumb

IMG_4120_thumb
Tags: travels, раша, север
Subscribe

  • Женщина такси

    Проехался недавно с женщиной-таксисткой. Вернулся из командировки (небольшое турне на другой конец земного шара, в Индонезию с краткими залетами во…

  • Китайцы о западных леваках.

    Давно хотел вывесить этот важный, на мой взгляд, текст, вытащенный из недр Телеграма.У меня к китайцам сложное отношение, но здесь я с ними на все…

  • Про Китай- злобно

    Снова про Китай- злобно. Всякий раз, когда вспоминаю этот случай, во мне вскипает злость. Хотя прошло достаточно времени. Думаю, это еще небольшой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments