6202 (6202) wrote,
6202
6202

Category:

Ташкент мимолетом

Еще в начале апреля побывал в Ташкенте, буквально на несколько часов, не выходя из аэропорта, но впечатлений оказалось на целую заметку. Накатал и забыл. Думал, повесил её в ЖЖ, а оказывается нет.
Размещаю.

Прилетели в Ташкент, выгрузились и дальше полетели. Я раньше в Ташкенте не был, если не считать того, что в конце 90-х ночью прилетал на полтора часа, дынь набрал (тогда прямо к самолету на поле местные подвозили, зарабатывали, сейчас все это прикрыли) и обратно.
При дневном свете увидел аэропорт Ташкента впервые. Испытал сильное разочарование. Если здание пассажирского терминала более-менее современное, хотя и небольшое для такого города (никак не скажешь, что это столичный аэропорт), то служебные корпуса и помещения на территории аэродрома остались в СССР. Т.е. буквально с советских времен остались убогие тесные конурки служб метеообеспечения, аэронавигационной информации и прочих необходимых аэропортовых сервисов. Обшарпанные деревянные панели на стенах, обшарпанный линолеум. Даже снаружи здания выглядят несвежими. Особенно поразили старинные советские кондиционеры на некоторых окнах служебных корпусов.
Бетон на летном поле тоже явно не обновлялся с советских времен. Ощущение, что стоишь в провинциальном российском аэропорту.
Это тем более странно, что в Узбекистане вся авиация государственная, и собрана под одной крышей, гос авиакомпанией «Узбекистон Хаво Йоллари». Прикол в том, что «Узбекистон Хаво Йоллари»- пожалуй, самая успешная из всех постсоветских нероссийских авиакомпаний.
После развала Союза в бывших союзных республиках остался огромный парк самолетов, вполне по тем временам современных. Как это было принято в СССР, братские союзные республики обеспечивались в первую очередь, в том числе и новыми самолетами. К примеру, в Татарском объединенном авиаотряде в Казани к началу 90-х авиапарк состоял в основном из уже к тому времени морально и физически устаревших Ан-24, Як-40 и Ту-154Б. Исключение составляли несколько относительно свежих Як-42. Примерно так же обстояло дело в окрестных областях и республиках, кроме Уфы и Самары. В Уфе перед самым концом Советского Союза каким-то образом пролоббировали выделение большого количества новеньких Ту-154М (до 10 шт), самого современного на тот момент советского/российского самолета. В Самаре находилось Приволжское региональное управление ГА, которое естественно гребло под себя. Но это исключения. Кстати, и в Самаре и в Уфе мощные в 90-х годах авиакомпании в нулевых бесславно скончались.
В Ташкенте, Минске, Киеве, Тбилиси и других столицах республик были большие современные авиафлоты. Практически все просрали свою авиацию. Баку сейчас пытается развивать свой АЗАЛ, но пока получается на уровне местного регионального перевозчика. Украинские частные авиакомпании пытаются трепыхаться.
А Ташкенту повезло, что там у руля узбекской гражданской авиации оказался умный грамотный жесткий кореец Тян. Он не только сумел воспользоваться наследством от СССР, но и оседлать бывшие советские аэрофлотовские авиалинии на Восток, а потом и на Запад. Сейчас посмотрел расписание только одного утра вылетов из Ташкента- в буквальном смысле география всего мира, от Нью-Йорка до Ургенча. Причем местных рейсов в города Узбекистана полно. Местные рейсы выполняются на небольших Ил-114, которые производятся тут же в Ташкенте. Хотя основной парк уже сплошь Боинги и Аэробусы. Старые советские Туполя, те же самые эмки, стоят в калашном ряду.
Подглядел списки экипажей на рейсы. Среди пилотов преобладают славянские и татарские фамилии (они похожи на узбекские, но отличаются). Среди бортпроводников- узбекские, славянские и корейские. Вообще русских работников полно, особенно в технических службах, где нужны специальные знания.
Таможня, граница, ГСМ- традиционно за титульным нацией. Интересно, что покрой формы пограничников и таможенников один в один слизан с российской военной формы, цвета только другие. У российских пограничников форма темная, а у таможенников- зеленая. У узбеков – тоже зеленая, но других оттенков. А пограничные фуражки вообще советского образца, только кокарда другая. Кстати, пограничные фуражки почти во всех бывших республиках СССР, кроме Прибалтики, России и Азербайджана, остались советские.
Меня поразила словоохотливость таможенников и пограничников, буквально болтливость. Для того, чтобы элементарно выйти в аэровокзал купить магнитик, нужно выполнить все таможенно-пограничные формальности, включая штамп в паспорт и заполнение таможенной декларации в 3 экземплярах. Как в любом полицейском государстве. Кстати, в России то же самое. В нормальном демократическом государстве формальности для летчиков максимально упрощены, а в Европе летчиков даже не везде досматривают- открывают калитку и выпускают/ запускают (Швеция, Франция).
Только в России служивые мрачные, угрюмые, неразговорчивые. А узбеки, видать, от скуки, болтают не переставая. Причем запросто обсуждают сплетни про СНБ (Служба Национальной Безопасности- узбекское гестапо). Я аж поежился. На обратном пути на таможенном контроле таможенник, почему-то в полевом пятнистом камуфляже (но уже натовского образца), тараторил не переставая. Я за несколько минут утомиться успел. Им поговорить, что ли не с кем?
Заметил, кстати, что у тамошних русских интонационный рисунок речи чисто узбекский. То есть говорят по-русски, русскими словами, но с узбекским акцентом. Забавно.
Tags: авиация, азия, бывш ссср, узбекистан
Subscribe

  • Казус с "Россией"

    Со мной случился такой "интересный" момент. Со стороны, может, забавно, но мне было совсем несмешно. Прошел ВЛЭК (авиационную "врачебно-лётную…

  • Женщина такси

    Проехался недавно с женщиной-таксисткой. Вернулся из командировки (небольшое турне на другой конец земного шара, в Индонезию с краткими залетами во…

  • Овербукинг

    Много раз слышал и читал о таком явлении, но сам стал жертвой впервые. Началось с того, что, уже приехав в аэропорт и отпустив жену с машиной,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Казус с "Россией"

    Со мной случился такой "интересный" момент. Со стороны, может, забавно, но мне было совсем несмешно. Прошел ВЛЭК (авиационную "врачебно-лётную…

  • Женщина такси

    Проехался недавно с женщиной-таксисткой. Вернулся из командировки (небольшое турне на другой конец земного шара, в Индонезию с краткими залетами во…

  • Овербукинг

    Много раз слышал и читал о таком явлении, но сам стал жертвой впервые. Началось с того, что, уже приехав в аэропорт и отпустив жену с машиной,…