6202 (6202) wrote,
6202
6202

Category:

Некоторые нюансы катастрофы казанского Боинга

Катастрофа казанского Боинга внезапно обнаружила, что у нас в стране авиация- это что-то типа футбола или педагогики. Оказывается, в авиации , так же как и в футболе или воспитании детей, разбираются все. Порой такую чушь читаешь, что хочется просто убить автора.
Не собираюсь спекулировать на трагедии. Немного зная подноготную, думаю, что был отказ техники. Хотя давно в АКТ не работаю, но остались друзья и знакомые. Иногда встречаемся, общаемся. Бывшие коллеги рассказывали удивительные вещи. Например, один опытный пилот уволился в один день, после того как в ночном полете Казань-Душанбе-Казань (вылет в ночь, 3 часа туда, полтора часа стоянка в Душанбе, 3 часа обратно, прилет в Казань под утро), отказали оба комплекта автопилота. Т.е. один и не работал раньше, летали на одном, а в полете отказал и другой. Почти всю ночь летели «на руках». Ночные полеты и с исправным автопилотом- тяжелая физическая и психологическая нагрузка, недаром они оплачиваются по повышенной ставке. А уж без него….
Соль в том, что полеты на полуисправной технике вполне законны. На каждый конкретный самолет существует т.н. MEL (minimum equipment list)- список минимального оборудования, или, говоря-по-русски, перечень неисправностей, с которым можно продолжить полет. На советских самолетах это, как правило, тонкая тетрадка в несколько страниц. На иностранных самолетах бывают внушительные тома. Насколько я знаю, полеты с одним исправным (и вторым неисправным) автопилотом, разрешены. MEL утверждается производителем, и там есть уловки, призванные прикрыть задницу производителя. Например, «разрешается продолжить полет для возвращения на базу и исправления неисправности». Самолет может «лететь на базу» до скончания века. В России на эти «мелочи» смотрят сквозь пальцы. Но ответственность уже не производителе, а на эксплуатанте.
Все эти MEL’ ы вынужденная мера. Поскольку в России парк самолетов на 80 % старые иномарки (а визуально, судя по российским аэропортам, я думаю, не меньше 90%), если подходить к ним со всей строгостью, они просто встанут. А покупать запчасти- очень дорого. Поэтому покупают в основном то, без сего действительно нельзя летать. Не надо думать, что крупные авиакомпании, имеющие большой парк ВС, летают на чем-то другом. В Уральских авиалиниях или Сибири самолеты не сильно моложе.
Умиляют рассуждения дилетантов о «неопытности» экипажа. Во-первых, сам по себе налет 2500 часов (как у КВС), вполне приличен. 500 часов в качестве КВС- это немало. Учитывая, что география полетов авиакомпании Татарстан не шибко дальняя (Москва, СНГ, Европа, Турция, Египет), т.е. длительность одного рейса редко превышает 3-3,5 часа, КВС имел достаточное количество взлетов-посадок. Плюс еще такой нюанс. КВС Салихов летал почти 20 лет штурманом на Ту-154. На советских самолетах именно штурман рассчитывал снижение и заход на посадку. Именно штурман подводил самолет к глиссаде, и затем контролировал выдерживание посадочных параметров пилотом. По сути- на советских самолетах пилот был задействован лишь в момент взлета и посадки. Т.е. штурман на советском самолете отличался от пилота лишь тем, что не держался физически за штурвал. При том, что знаниями по самолетовождению зачастую превосходил пилотов. Именно поэтому, когда в стране начала ощущаться нехватка пилотов, была запущена ГОСУДАРСТВЕННАЯ программа по переподготовке штурманов и бортинженеров в пилоты. С бортинженерами программа периодически буксует- то приостанавливается, то снова запускается, а со штурманами работает. В России множество бывших штурманов успешно летает пилотами и командирами.
Еще припоминают отсутствие опыта ухода на второй круг. Дело, однако, в том, что уход на второй круг- вещь крайне редкая и экстраординарная. Для нормального пилота уход на второй круг- всегда ЧП. И вовсе не потому, что топливо лишнее сжег и потом начальство голову намылит. Те времена давно прошли, за уход на второй круг никого не наказывают. Потому что безопасность важнее, и с прокурором общаться, а тем более в тюрьму садиться никто не хочет. Уход на второй круг- это значит, ТЫ плохо сработал, неправильно рассчитал снижение, не вписался в глиссаду, неправильно оценил погоду на аэродроме. Разумеется, за исключением случаев, когда на ВПП внезапно появилось препятствие или внезапно ухудшилась погода. Я знаю много пилотов с большим опытом, которые уходили на второй круг лишь однажды или дважды в жизни. За многолетний опыт.
ВСЕ нештатные ситуации отрабатываются на тренажере. Уровень современных тренажеров (симуляторов) позволяет создать обстановку 100% реальности. Без тщательной много часовой подготовки на тренажере никто и близко не подпустит пилота к настоящему самолету. Сидеть никто не хочет.
КВС Рустем Салихов, которого я знал, очень добросовестно относился к любому делу, которым занимался. И был очень хорошим человеком.
Один эпизод. Я, будучи работником уже другой авиакомпании, летел в командировку в Москву пассажиром на Боинге авиакомпании Татарстан. Вторым пилотом был Рустем. У меня была стыковка из Москвы, и я переживал, что не успею, потому что еще надо получить багаж и бежать в другой терминал в ШРМ. Без всякой задней мысли я сказал об этом Рустему. Он тут же подозвал бортпроводника, ответственного за багаж, и дал команду дать мне мой чемодан сразу из самолета, не выгружая в багажное отделение аэропорта. Поскольку я был в лётной форме, с лётным пропуском на груди, проблем не возникло. Я беспрепятственно забрал свой багаж и всюду успел. Хотя он был совершенно не обязан это делать, а я был давно уже не его коллегой….
Tags: авиация, злоба дня, плохо, раша
Subscribe

  • Женщина такси

    Проехался недавно с женщиной-таксисткой. Вернулся из командировки (небольшое турне на другой конец земного шара, в Индонезию с краткими залетами во…

  • Китайцы о западных леваках.

    Давно хотел вывесить этот важный, на мой взгляд, текст, вытащенный из недр Телеграма.У меня к китайцам сложное отношение, но здесь я с ними на все…

  • Про Китай- злобно

    Снова про Китай- злобно. Всякий раз, когда вспоминаю этот случай, во мне вскипает злость. Хотя прошло достаточно времени. Думаю, это еще небольшой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Женщина такси

    Проехался недавно с женщиной-таксисткой. Вернулся из командировки (небольшое турне на другой конец земного шара, в Индонезию с краткими залетами во…

  • Китайцы о западных леваках.

    Давно хотел вывесить этот важный, на мой взгляд, текст, вытащенный из недр Телеграма.У меня к китайцам сложное отношение, но здесь я с ними на все…

  • Про Китай- злобно

    Снова про Китай- злобно. Всякий раз, когда вспоминаю этот случай, во мне вскипает злость. Хотя прошло достаточно времени. Думаю, это еще небольшой…