6202 (6202) wrote,
6202
6202

Categories:

Певек, Чукотка

Южное побережье Восточно-Сибирского моря, которое является частью Северного Ледовитого Океана (или Арктического, как его называют в мире). Север Чукотки. Небольшой поселок, сейчас осталось около 3,5 тысяч населения. В советское время здесь жило до 40 тыс населения, в «лихие» 90-е – 25. Стратегический морской порт, аэропорт. Есть свой настоящий аэровокзал. Типовой советский, такие по всему СССР строились, и даже в Болгарии (Бургасе). До сих пор там стоят. В Певеке время как законсервировано. На колоннах висят информационные табло советских времен. Особенно умилило табло с текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1978 года о праве сотрудников всех заинтересованных ведомств (аэропорта, Аэрофлота, милиции, таможни, еще кого-то) «в целях безопасности» проводить личный досмотр любого пассажира в любом месте- в аэропорту и на самолете.



Несмотря на явную запущенность, в целом здание и обстановка сохранились неплохо. Сказывается малолюдье- чужих нет, своих мало, раскурочивать некому. Хотя авиационное сообщение довольно оживленное. Есть прямые рейсы в Москву, Анадырь (столицу Чукотки), по местным окрестностям (АЭС Билибино). Билет в Москву стоит 25 тыр, в Анадырь- 11. А из Анадыря в Москву – 8 тыс. Хотя расстояния Певек-Москва и Анадырь –Москва примерно равны. Просто в Анадыре авиакомпаний больше, и конкуренция.
Хотя в Певек «нормальные» люди редко летают- делать тут особо нечего. Порт, аэропорт и «бюджетная сфера». Вокруг разбросаны золотые прииски («приискА» по-местному), туда и летают вахты, да еще на Билибинскую АЭС.
Возле аэропорта – брошенный аэропортовский поселок. Довольно большой, в лучшие времена, должно быть, жило несколько тысяч жителей. Ряды 2-этажных домов с выбитыми окнами, серое заброшенное 4-этажное недостроенное здание школы, ангары с проваленными крышами, брошенные частные домишки. Местные сказали- школа строилась еще в советское время, и во время строительства обнаружилось, что стройматериалы радиоактивные, так и бросили недостроенной. В пустом поселке местные жители- «экскурсоводы» насчитали 4 семьи, не пожелавших уехать. Тепло получают от котельной аэропорта, а больше никаких благ цивилизации- даже магазинов нет. А до самого Певека- 20 км вдоль океана.





Обратил внимание- тут линии электропередач на деревянных столбах, как лет 40-50 назад. Не гниют, что ли?
В самом Певеке и особенно на подъезде, всюду следы запустения и заброшенности. Брошенные производственные здания, останки машин. Как практически повсюду на Севере.
Вдоль дороги- останки различных баз и поселков. Некоторые места напоминают кадры военной хроники. Разбитый грузовик перед крыльцом заброшенного клуба, над крыльцом- лозунг «Добро пожаловать!». Сюр.



Зато есть теплицы, а дома – 5 –этажные на сваях, очень похожие на общаги, раскрашены в веселенькие радужные цвета. Чисто визуально кажется, что дома стоят без всякой системы. Группки домов разбросаны там и сям, причем на приличном расстоянии друг от друга, улиц как таковых нет. Адреса правда, есть- «ул. Обручева, ул. Пугачева»



Зато на «главной улице» вычурные уличные фонари, стилизованные под старину. В единственном здании современной архитектуры веселенькой расцветки с надписью "Айсберг", которое я принял поначалу за развлекательный центр с бильярдом и дискотекой, и в котором всё это было, теперь размещается налоговая инспекция. Ну правильно, нечего хиханьки- хаханьки разводить, развлекаться. Бюрократия важнее.



Людей на улице не видно практически совсем, ощущение, что находишься в городе-призраке.
Совсем не видно легковых машин! Встретилось несколько праворуких джипов, служебные уазики да Уралы- кунги, которые тут вместо автобусов, да несколько автобусов-пазиков. В том, что тут без полноприводной техники невозможно, убедился сам. Прилетели в Певек, из-за сильнейшего бокового ветра вылетать было невозможно, пришлось заночевать. Поехали в город в гостиницу. Дорога была заметена в нескольких местах, и наш полноприводный Уазик- буханка с трудом выруливал из заносов. А еще я никогда не видел, чтобы ветер так плотно утрамбовывал снег, буквально как катком. Идешь по снежной целине, как по асфальту. И это не наст- ледяная корка на снегу, а натуральный снег, только очень плотный.

Машин не видно, но местные говорят, что машины есть, только они «в гаражах» из-за «южака»- сильный (до 40 м/с) южный ветер из тундры, приносящий массу снега. Судя по объявлениям на подъездах, есть даже такси, и даже несколько компаний.
На местной ТЭЦ большой красивый транспарант- «Чаунская ТЭЦ 1944-2004». Певек- столица ЧАунского района Чукотки, а ТЭЦ так и выглядит на 60 с лишним лет.



Посреди разрухи- церквушка. Ну, сейчас без неё никак.
На здании полуразрушенной автобазы пробивается между сугробами лозунг- «Повышение качества работы- главная задача автотранспортников». Привет из СССР. И длинными рядами стоят старые советские грузовики, зилы в основном. Непонятно, работают или нет.
В аэропорту местные задали риторический вопрос «Когда на Север обратят внимание? У нас тут хуже чем в Чечне после войны.»
Ну и цены- бутылка 1,5 л простой минеральной воды стоит 150 руб, яблоки- от 350 руб/кг, литр кефира- 120 руб. Зато! Бутылка водки – от 170 руб, пиво- от 45.





При таких ценах зарплаты должны быть соответствующими. И они «соответствуют»- в среднем 30-35 тыр. По словам одной очаровательной аборигенки, у местных авиадиспетчеров «очень приличная зарплата». Мы думали, тыщ 150-200. Оказалось- 60-70. Это по авиационным меркам очень скромно. Начинающий молодой авиадиспетчер где-нить в спокойном Екатеринбурге получает столько.
Шахтеры на золотых приисках, работающие по 12 часов сутки вахтами по 3 месяца, получают 80-90 тыр в месяц. Потом они 3 месяца сидят дома без зарплаты. Соответственно, в месяц выходит по 40. Такой труд за такие деньги- рабство.
Народ тут своеобразный. Никто никуда не торопится. Водителя, привезшего нас в гостиницу, спросили «Есть тут магазины продукты купить?» Он молчит, как будто не слышит, я уже рот открыл переспросить, как вдруг он после паузы медленно поворачивается и говорит «Я же уже говорил, вон там!». Такое поведение скорее типичное. Одна только девушка была адекватной, да и та недавно из Питера приехала.







Неожиданно появился "попутный груз" из Певека до Магадана. Джип Тойота и 2 бородатых мужика. Сначала подумал местные старатели в отпуск собрались, потом глядь! у джипа номера московские. Удивился, спрашиваю, а чего это на Чукотке джипы с московскими номерами ездят? Они говорят- мы путешественники. Ну и ладно. А про ваши путешествия можно почитать где-нить? Они говорят- "Да, у нас в блогах.". А адрес? - Пожалуйста, Я - Сергей Доля, а это Тёма (Артемий Лебедев). Вот те на! Встретил сразу двух топ-блоггеров черт знает где на краю света. Говорю, что-то вы не очень похожи на гламурных персонажей. Они смеются- Мы уже почти месяц в машине живём! Выехали в начале марта из Якутии, доехали до Магадана, вернулись в Якутию, и поехали на север, на Чукотку. Зимой, одни, в морозы до 50 градусов в необитаемой местности. Я бы крепко задумался :)



Настоящий край земли. Два часа лёту от Магадана, а ощущение оторванности, как в космосе.

Tags: travels, раша, север
Subscribe

  • Овербукинг

    Много раз слышал и читал о таком явлении, но сам стал жертвой впервые. Началось с того, что, уже приехав в аэропорт и отпустив жену с машиной,…

  • Из Татарии в Башкирию

    Перед моей операцией решили отвезти детей к абИке (бабушке) в Уфу. 550 км в одну сторону. 350 км по Татарстану, 200 по Башкирии. Федеральная дорога…

  • Столкнулся с медициной

    Столкнулся с российской медициной. Впечатления неожиданно положительные. На электросамокате разогнался и попал передним колесом в небольшую ямку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Овербукинг

    Много раз слышал и читал о таком явлении, но сам стал жертвой впервые. Началось с того, что, уже приехав в аэропорт и отпустив жену с машиной,…

  • Из Татарии в Башкирию

    Перед моей операцией решили отвезти детей к абИке (бабушке) в Уфу. 550 км в одну сторону. 350 км по Татарстану, 200 по Башкирии. Федеральная дорога…

  • Столкнулся с медициной

    Столкнулся с российской медициной. Впечатления неожиданно положительные. На электросамокате разогнался и попал передним колесом в небольшую ямку в…